Как проверяет контрагентов «ЛИСКО-ПЛЮС» (интервью)

Как проверяет контрагентов «ЛИСКО-ПЛЮС» (интервью)

Выпускающий редактор Statuspro.by Ярослав Лаберко побеседовал о проверке контрагентов с подписчиком портала, ведущим юрисконсультом ООО «ЛИСКО-ПЛЮС» Екатериной Гладыш.

Редакция «СтатусПро»
388 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Я.Л. Екатерина, расскажите про Ваш опыт работы. Чем Вы занимались? Чем занимаетесь сейчас?

Е.Г. После окончания Полоцкого государственного университета меня пригласили работать на выпускающей кафедре гражданского права. Училась в магистратуре и преподавала. За четыре года работы я получила хороший опыт и воспитала в себе качества, которые сейчас помогают мне в работе. 

Внимательность, умение анализировать, открытость ко всему новому и актуальному позволяют определять вероятное развитие событий в условиях неопределенности и принимать необходимые решения. Так, например, в работе по управлению рисками юристу нужно не избегать риска, а уметь своевременно предвидеть его, определить величину и предложить механизмы по его минимизации. А для того чтобы уметь прогнозировать и шире смотреть на некоторые вещи, необходимо постоянно развиваться и повышать свою квалификацию.

Стремление получить практический опыт работы юристом привело меня в строительную компанию, откуда в 2015 году я перешла работать в ООО «ЛИСКО-ПЛЮС». В компании занимаю должность ведущего юрисконсульта. 

Наша компания является крупнейшим оптовым поставщиком пива и безалкогольных напитков в Беларуси. Мы импортируем продукцию из России, Литвы, Германии, Бельгии, Мексики, Чешской Республики, Испании и Великобритании.  

В мои обязанности входит сопровождение и активное поддержание всех бизнес-процессов компании.

Я.Л. Что для Вас проверка контрагентов?

Е.Г. На мой взгляд, новые технологии, изменения, которые происходят в бизнесе, требуют от юриста не только адаптироваться под эти изменения, но и активно реагировать на них, «подтягивать» бизнес и предлагать решения, выходящие за рамки правового консультирования. Проверка контрагентов – один из необходимых механизмов в работе по управлению рисками, который помогает предугадать направление развития ситуации и избежать возможных осложнений.

Я.Л. Чем Вам помогает проверка контрагентов?

Е.Г. Проверка контрагентов помогает минимизировать налоговые и финансовые риски при выборе потенциального контрагента. 

Работа в этом направлении должна быть систематической и всесторонней. Но здесь важно понимать, что даже комплексная проверка не гарантирует полного исключения рисков. В моей практике был случай, когда была совершена сделка с недобросовестным контрагентом на значительную сумму. Это произошло потому, что проверка потенциального партнера по одному из показателей была неполной: по техническим причинам источник, аккумулирующий данные по исполнительным производствам, не обновили своевременно.

Тем не менее ответственность за безопасность «деловых связей» и за выбор контрагента полностью лежит на компании, и игнорирование проверки контрагента в разы увеличивает риски.

Я.Л. Екатерина, расскажите, пожалуйста, как в компании внедрялась проверка контрагентов. С какими трудностями при внедрении столкнулись?

Е.Г. Инициатором внедрения проверки контрагентов в нашей компании была юридическая служба. Трудности, с которыми мы столкнулись на начальном этапе в работе, связаны с тем, что при достаточно большом количестве источников сбор информации осуществлялся вручную и занимал много времени. Сейчас сократить время на проверку контрагента и более рационально использовать трудовые ресурсы нам помогают специальные сервисы, один из которых Statuspro.by.

Я.Л.  На что обращаете внимание при проверке контрагентов? 

Е.Г.  При проверке контрагента детально анализируется вся информация, как полученная из открытых источников, так и предоставленная специальными сервисами. 

Обращаем внимание на статус, историю контрагента, вид деятельности, юридический адрес, наличие запретов, состояние компании. Изучаем, исполнялись ли налоговые обязательства, насколько часто были просрочки в исполнении, имеются ли в рассмотрении судов дела с участием контрагента и если имеются, то в какой роли он выступает. Оцениваем количество споров и содержание предъявленных требований, наличие приказных производств, незавершенных исполнительных производств, обращаем внимание на информацию о включении в планы выборочных проверок. 

При совершении крупных сделок проводим также анализ аффилированности контрагентов. Здесь многое зависит от выявленного показателя, потому что каждый показатель имеет свой вес и влияние на принятие решения о сотрудничестве с потенциальным контрагентом. И не всегда наличие одного-двух показателей является препятствием для заключения сделки.

Я.Л.  Какие итоги внедрения проверки контрагентов Вы можете выделить? 

Е.Г.  По моему убеждению, проверка контрагентов – это объективная необходимость, которая уже является частью всеобщей деловой практики. Такая «юридическая гигиена» перед совершением сделки позволяет снизить риски образования просроченной дебиторской задолженности и повышает скорость реакции в отношении проблемных контрагентов.

Я.Л. Екатерина, назовите несколько “правил” проверки контрагентов.

Е.Г. Я никогда не буду работать с контрагентом, если не проведена комплексная проверка его благонадежности в процессе подготовки к сделке.

Я никогда не буду работать с контрагентом, если результат проверки контрагента не соответствует уровню риска компании.

Я никогда не буду работать с контрагентом, если последующий мониторинг действующего контрагента выявил неоднократное нарушение финансовой дисциплины.


Также по теме: «Как проверяет контрагентов «Бобруйскводоканал»

388 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме