Работа в исполнительном производстве

Изменения в Закон «Об исполнительном производстве»: отвечаем на актуальные вопросы

С 15 июля вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее — Закон). В частности, изменилась очередность удовлетворения требований, отменена обязанность предъявлять требование к АИС ИДО до возбуждения исполнительного производства, появился новый исполнительный документ. 

Однако в связи с этими изменениями возникли новые вопросы, на которые мы и постараемся ответить.

Ломоносова Лидия
Ломоносова Лидия

Юрисконсульт ООО «Юридическая группа Бюро 24»

880 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Вопрос: Появился новый исполнительный документ — решение налоговой о взыскании долга по налогам, сборам. Как должник может оспорить такой исполнительный документ (и предусмотрен ли механизм обжалования вообще)?

Ответ: Действительно, с 15.07.2021 появился новый вид исполнительного документа — решение  налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы. 

Согласно ст. 102 НК каждое лицо имеет право обжаловать решения налоговых органов, в том числе требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц, если такое лицо полагает, что такие решения или действия (бездействие) нарушают его права и (или) законные интересы.

Часть 1 ст. 103 НК говорит о том, что решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу и (или) в суд.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. Обжалование решения налогового органа в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. При этом жалоба на решение налогового органа может быть подана в экономический суд в течение года со дня его вынесения.

Следовательно, отдельного порядка для обжалования нового исполнительного документа на сегодняшний день законодательством не предусмотрено, а значит, необходимо руководствоваться вышеописанным порядком. 

Вопрос: Поменялась очередность удовлетворения некоторых тре­бований. Как будет по текущим исполнительным производствам — произойдет ли перераспределение очередей в соответствии с изменениями?

Ответ: Да, судебными исполнителями уже проведена работа над перераспределением очередей, что видно из реестра задолженностей по исполнительным производствам. 

Вопрос: Предъявлять требование к АИС ИДО больше не обязательно. Получается, можно напрямую направлять исполнительный документ с заявлением для возбуждения исполнительного производства, минуя стадию предъявления требования к счету?

Ответ: Да, предъявление требования к АИС ИДО с 15 июля теперь право, а не обязанность  взыскателя. 

Если взыскатель знает, что выставление требования к счету даст положительный результат, он может воспользоваться данным правом. В противном случае он может подать документы в отдел принудительного исполнения, результатом чего будет более быстрое начало работы судебного исполнителя с должником. 

Вопрос: Расширен перечень полномочий судебного исполнителя и мер по обеспечению исполнительного производства. Таким образом, заявление о применении некоторых мер обеспечения нужно подавать напрямую судебному исполнителю, а не в суд. Какие способы обеспечения может применить судебный исполнитель, а какие — по-прежнему суд?

Ответ: С 15 июля суд может применить следующие меры по обеспечению исполнения исполнительного документа:

— временное ограничение права должника — гражданина (включая ИП), должностных лиц должника — юридического лица на выезд из Республики Беларусь;

— временное ограничение должника — гражданина (включая ИП), в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх.  

Все остальные меры по обеспечению исполнения принимаются судебным исполнителем. 

Важной новеллой в исполнительном производстве стала возможность применения судебным исполнителем  временного ограничения права должника — гражданина (включая ИП) на управление транспортными средствами, моторными маломерными судами, права на охоту, за исключением случаев, когда пользование указанными правами необходимо должнику в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения дохода. 

В связи с ускорением данной процедуры, а также упрощением ее применения к должнику, она будет чаще использоваться судебным исполнителем, как действенная мера воздействия на должников. 

Вопрос: Отменен принцип территориальности для совершения исполнительных действий в исполнительном производстве. Что это значит для взыскателей и поможет ли ускорить процедуру (в отличие до изменений)?

Ответ: Теперь судебный исполнитель может совершать исполнительные действия на всей территории Республики Беларусь. 

Ранее для совершения какого-либо исполнительного действия судебному исполнителю необходимо было либо обратиться за разрешением к главному судебному исполнителю, либо с ходатайством о проведении исполнительных действий исполнителями соответствующего ОПИ. На все вышеуказанные мероприятия требовалось время, за которое должник мог произвести действия, направленные на уменьшение шансов исполнения производства (например, вывезти имущество в другое место). Также имело место допущение ошибок в запросах главному судебному исполнителю, ходатайствах иным ОПИ, что влекло за собой возврат документов и затягивание процесса исполнения. 

На сегодняшний день процедура совершения судебным исполнителем исполнительных действий упрощена, из цепочки действий убраны времязатратные шаги. В результате будет не только ускорен процесс взыскания, но и увеличится сам шанс возврата задолженности.


Напомним, какие изменения произошли в исполнительном производстве с 15 июля (помимо тех, что описаны выше):

1. Если в результате замены взыскателя в одном производстве их появляется сразу несколько, то их требования будут удовлетворяться пропорционально причитающейся каждому сумме.

2. Заявления и ходатайства можно направлять судебным исполнителям в электронном виде. Документы должны быть подписаны ЭЦП.

3. Направление исполнительного документа по месту получения должником зарплаты (приравненных к ней доходов) исключено из оснований для окончания производства (ранее окончить производство можно было при сумме долга до 10 БВ).

4. Предоставление отсрочки/рассрочки исполнения — основание для приостановления исполнительного производства, а не для возвращения исполнительного документа взыскателю и окончания производства. Данное новшество поможет не потерять очередь при неисполнении должником своих обязанностей. 

5. Судебным исполнителем должно быть проведено 4 переоценки имущества с шагом уменьшения в 20 %. Ранее — одна переоценка с шагом уменьшения тоже в 20 %.

6. К жалобе на действия (бездействие) судебного исполнителя больше не нужно прикладывать документ, подтверждающий направление копии этой жалобы (с приложениями) сторонам производства, судебному исполнителю, руководителю ОПИ,  действия (бездействие) которых обжалуются. 

7. Судебный исполнитель может продлить срок для добровольного исполнения исполнительного документа 1 раз и не более чем на 7 дней.

8. Исключена возможность передачи исполнительного производства из одного отдела принудительного исполнения в другой.

9. Заключение между взыскателем и должником медиативного соглашения — основание для приостановления производства, а также для взыскания принудительного сбора в размере 50 % от установленного.

880 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме