Работа в исполнительном производстве

Как увеличить шанс взыскания задолженности в исполнительном производстве?

От того, насколько эффективно и своевременно взыскатель будет распоряжаться своими правами, зависит результативность оперативного взыскания задолженности в рамках исполнительного производства. 

Корочкин Алексей

Заведующий Минской областной специализированной юридической консультацией по правовому сопровождению бизнеса, к.ю.н., доцент

3759 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Актуально по состоянию на 19.04.2022

Материал подготовлен старшим партнером Юридической группы «Бюро 24», кандидатом юридических наук, доцентом Алексеем Корочкиным

Содержание:

Больше материалов про взыскание дебиторской задолженности по ссылке.

Права взыскателя

В соответствии со ст. 18 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) стороны исполнительного производства имеют право:

  • знакомиться с материалами исполнительного производства, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, делать выписки из документов, содержащихся в материалах исполнительного производства, снимать за свой счет их копии;

  • представлять дополнительные материалы, подавать заявления, ходатайства;

  • участвовать в совершении исполнительных действий, давать объяснения в устной и (или) письменной формах в процессе совершения исполнительных действий;

  • приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в процессе исполнения исполнительного документа, возражать против ходатайств и доводов других участников исполнительного производства;

  • заявлять отводы;

  • пользоваться услугами переводчика при ознакомлении с материалами исполнительного производства, участии в совершении исполнительных действий;

  • до окончания исполнительного производства заключить мировое соглашение, утверждаемое судом в порядке, установленном процессуальным законодательством;

  • обжаловать постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя;

  • пользоваться другими правами, предусмотренными настоящим Законом и иными актами законодательства.

С чего начать?

Первое, что должен сделать взыскатель после возбуждения исполнительного производства, – выйти на контакт с судебным исполнителем.

Очевидно, что взыскатель изначально может обладать значительно большим объемом информации о должнике, чем судебный исполнитель, за исключением случаев, когда в отношении такого должника уже возбуждено достаточное количество исполнительных производств и он находится на исполнении длительный промежуток времени.

Как правило, взыскатели располагают информацией о расчетных счетах должника, его имуществе, а также о лицах, которые могут являться потенциальными дебиторами должника.

Эта информация может оказаться полезной для судебного исполнителя и позволит ему своевременно совершить исполнительные действия, направленные на оперативное погашение задолженности по исполнительному производству. Поэтому данную информацию необходимо прилагать к заявлению о возбуждении исполнительного производства, непосредственно включать в текст заявления либо оперативно предоставлять судебному исполнителю в письменном виде при появлении такой информации у взыскателя.

Одна из главных проблем системы принудительного исполнения – чрезмерная нагрузка на судебных исполнителей. Нагрузкой в 3-4 тысячи исполнительных производств на одного судебного исполнителя уже не удивить. Поэтому взыскателям следует периодически беспокоить судебного исполнителя (записываться на прием, знакомиться с материалами исполнительного производства, узнавать о ходе исполнительного производства с помощью телефонных звонков) для того, чтобы судебный исполнитель как можно чаще вспоминал о необходимости принятия мер по своевременному исполнению требований конкретного исполнительного документа.

Фотофиксация материала

При ознакомлении с материалами исполнительного производства взыскатель имеет право сделать их фотофиксацию. Материалы исполнительного производства могут составлять 200-300 и более страниц. Проанализировать такой объем информации в ходе ознакомления с исполнительным производством в кабинете судебного исполнителя сложно.

В случае фотофиксации материалов исполнительного производства взыскатель сможет после посещения судебного исполнителя в спокойной обстановке обстоятельно проанализировать имеющуюся информацию и принять решение о необходимости последующего направления в адрес судебного исполнителя каких-либо ходатайств, жалоб.

Судебный исполнитель может не предоставить для ознакомления материалы исполнительного производства, содержащие информацию, распространение которой ограничено. Это документы с отметкой «ДСП» – для служебного пользования. К таким документам могут относиться ответы банков о наличии у должника банковских счетов с указанием их идентификационных данных и сведений о движении денежных средств по таким счетам, больничные листки должника и др. Как правило, указанные документы размещаются в специальном конверте, прикрепленном на внутренней стороне обложки исполнительного производства.

Справочно
Для взыскателей, которым затруднительно ознакомиться с материалами исполнительного производства путем выезда к судебному исполнителю, Закон предусматривает возможность получения сведений об исполнительных производствах удаленно. Согласно ст. 9 Закона органы принудительного исполнения на основании заявления взыскателя предоставляют сведения о наличии исполнительных производств, возбужденных в отношении должника, об ограничениях (обременениях), установленных в отношении таких должников и (или) их имущества в исполнительном производстве.
Указанные сведения предоставляются при условии оплаты государственной пошлины в размере 3 базовых величин (п. 3 приложения 16-1 к Налоговому кодексу Республики Беларусь).

Обеспечение исполнения исполнительного документа

Если взыскатель считает, что судебным исполнителем не приняты меры, направленные на оперативное погашение задолженности по исполнительному производству, он может заявить ходатайство о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа, предусмотренных ст. 60 Закона.

В соответствии с ч. 7 ст. 60 Закона для обеспечения исполнения исполнительного документа может быть принято одновременно несколько мер.

При принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа у должника (иного лица) могут изыматься документы, подтверждающие наличие, объем имущественных и иных прав должника, а также содержащих другие сведения, при условии обеспечения их сохранности, в том числе с привлечением для этих целей государственных органов и иных организаций.

В случае удовлетворения ходатайства взыскателя судебным исполнителем выносится постановление о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа, которое подлежит немедленному исполнению.

О том как взыскать долг через исполнительную надпись нотариуса читайте по ссылке.

Наложение ареста на имущество

Одной из самых распространенных мер, направленных на взыскание задолженности, является наложение ареста на имущество и на денежные средства должника.

Согласно ч. 2 ст. 82 Закона арест имущества состоит из его описи и включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости – ограничение права пользоваться имуществом, изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным исполнителем с учетом свойств этого имущества, характера его использования, значимости для должника.

Отдельно необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 82 Закона перед наложением ареста на имущество должник вправе ходатайствовать перед судебным исполнителем о том, на какое имущество следует обратить взыскание в первую очередь. Судебный исполнитель удовлетворяет такое ходатайство, если это не будет противоречить законодательству и препятствовать правильному, полному и своевременному исполнению исполнительного документа. Следовательно, имущество, которое предлагает должник, должно быть ликвидным, и его стоимость должна быть достаточной для погашения задолженности по всем возбужденным в отношении должника исполнительным производствам.

Справочно
Ликвидность – это способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной.

Присутствие взыскателя при наложении взыскания на имущество должника

Взыскателю желательно присутствовать при наложении ареста на имущество должника, так как он может представить судебному исполнителю свои возражения, если должник пытается “подтолкнуть” судебного исполнителя к аресту неликвидного имущества.

Взыскатель вправе представить судебному исполнителю свои предложения по выбору имущества должника, на которое можно обратить взыскание, в том числе оперируя наличием у взыскателя желания забрать конкретное имущество должника в счет погашения задолженности по исполнительному производству в случае, если это имущество не будет реализовано судебным исполнителем в установленном законодательством порядке.

Необходимо напомнить, что согласно положениям ч. 1 и 2 ст. 94 Закона взыскателю предоставляется право оставить арестованное имущество должника, реализация которого является экономически нецелесообразной, по стоимости, установленной в акте ареста имущества или акте оценки имущества, либо по стоимости, установленной в постановлении об установлении начальной цены реализации арестованного имущества, а также имущество должника за собой по стоимости, по которой оно было передано на реализацию и не реализовано в течение одного месяца со дня передачи его на реализацию.

Оценка арестованного имущества

При наложении ареста вопрос оценки арестованного имущества является ключевым. Завышенная оценка может привести к отсутствию спроса на такое имущество, так же как и заниженная оценка может привести к недостаточности имущества для удовлетворения требований всех взыскателей.

Взыскатель может повлиять на оценку путем реализации своего права на обжалование акта ареста либо выражения несогласия с актом оценки арестованного имущества.

Согласно ч. 1 ст. 88 Закона стоимость арестованного имущества должника устанавливается судебным исполнителем в акте ареста имущества по цене, существующей в данной местности, остаточной стоимости с учетом степени его износа либо отпускной цене, если иное не установлено законодательством.

Частью 3 ст. 88 Закона предусмотрено, что в акте ареста имущества судебный исполнитель устанавливает предварительную стоимость арестованного имущества должника в случае, если установить стоимость всего имущества или отдельных его частей затруднительно, или в случае реализации:

  • имущества с торгов (электронных торгов);

  • предприятий как имущественных комплексов;

  • капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, незавершенных законсервированных капитальных строений, иного недвижимого имущества, незавершенных незаконсервированных капитальных строений, долей в общей собственности на них;

  • технологического оборудования, станков, механизмов;

  • культурных ценностей;

  • транспортных средств;

  • вещи, стоимость которой превышает 50 базовых велечин ;

  • в иных случаях, установленных актами законодательства.

Судебный исполнитель обеспечивает проведение независимой оценки арестованного имущества должника для установления ликвидационной стоимости такого имущества в случае:

  • несогласия стороны исполнительного производства со стоимостью, установленной в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 88 Закона, при условии уплаты этой стороной исполнительного производства расходов на проведение такой оценки;

  • установления предварительной стоимости арестованного имущества должника в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 88 Закона.

Частью 6 ст. 88 Закона установлено, что в случае несогласия одной из сторон исполнительного производства с актом оценки имущества судебный исполнитель по ходатайству этой стороны исполнительного производства, поданному в течение 10 дней со дня получения акта оценки имущества, выносит постановление о назначении экспертизы достоверности независимой оценки арестованного имущества должника при условии уплаты стороной исполнительного производства, не согласной с актом оценки имущества, расходов на проведение такой экспертизы.

Наложение ареста на денежные средства

Взыскатель вправе ходатайствовать в качестве меры по обеспечению исполнения исполнительного документа перед судебным исполнителем о наложении  ареста на денежные средства и (или) иное имущество должника, находящиеся на его счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях.

В соответствии с ч. 3 ст. 127 Банковского кодекса Республики Беларусь при наложении ареста на денежные средства и иное имущество физического и юридического лица, находящиеся на счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банке, банк прекращает все расходные операции по счетам этого лица и возврат имущества этого лица в пределах имущества, на которое наложен арест, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь или соответствующим решением уполномоченного государственного органа (должностного лица) о наложении ареста.

Примечательно, что в силу ч. 3 ст. 123 Закона денежные средства, взысканные на основании постановления судебного исполнителя об обеспечении исполнения исполнительного документа об аресте денежных средств должника, находящихся на его счетах, во вкладах (депозитах) в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, распределению не подлежат. Это означает, что денежные средства зачисляются только по исполнительному производству, в рамках которого такая мера была применена.

Запрет совершать определенные действия

Еще одной действенной мерой по обеспечению исполнения исполнительного документа является наложение судебным исполнителем запрета должнику совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа. В качестве таких действий могут рассматриваться заключение договоров перевода долга, уступки права требования, возложение обязанности по исполнению обязательства третьим лицом и т.д. Осуществление указанных действий позволяет должнику фактически распоряжаться имеющимися у него денежными средствами в обход своего расчетного счета, который может контролироваться судебным исполнителем.

Судебные меры по обеспечению исполнительного документа

Помимо судебного исполнителя ряд мер по обеспечению исполнения исполнительного документа может применять только суд. В качестве таких мер выступают:

  • временное ограничение права должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, должностных лиц должника – юридического лица на выезд из Республики Беларусь;

  • временное ограничение права должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил), права на охоту, за исключением случаев, когда пользование указанными правами необходимо должнику в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения дохода;

  • временное ограничение должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в посещении игорных заведений, а также иные меры, предусмотренные законодательством.

Относительно ограничения права на выезд необходимо отметить, что суды рассматривают принятие этой меры в качестве последнего средства воздействия на должника в ситуации, когда судебным исполнителем принят полный комплекс мер по взысканию задолженности и данные меры не дали результата.

Учитывая изложенное, в заявлении о принятии мер по обеспечению исполнения в виде ограничения права на выезд необходимо указывать, какие меры были приняты судебным исполнителем и почему данных мер недостаточно. В обоснование необходимости принятия соответствующей меры дополнительно можно обращать внимание суда на длительный срок нахождения исполнительного производства на исполнении, крупный размер задолженности по возбужденным в отношении должника исполнительным производствам, указывать на действия должностных лиц должника, свидетельствующие об уклонении должника от погашения задолженности (например, неявка на прием к судебному исполнителю, непредоставление необходимых судебному исполнителю сведений по его запросу, воспрепятствование доступу судебного исполнителя в помещение, в котором может находиться имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, и т.д.).

Применительно к ограничению в праве управления транспортным средством необходимо отметить, что должники часто пытаются ввести суд в заблуждение путем предоставления в судебном заседании справок о том, что они являются водителями.

В случаях, когда соответствующую информацию предоставляет должностное лицо должника – юридического лица со ссылкой на необходимость поездок в командировки, в качестве контраргумента взыскателям следует указывать, что водителем может выступать иной работник должника, который может подменить должностное лицо за рулем автомобиля без ущерба деятельности организации в целом.

В случаях, когда должник – физическое лицо заявляет, что управление транспортным средством является его единственным средством получения дохода, необходимо обращать внимание на следующие обстоятельства: 

  • наличие трудового договора, размер заработной платы, дата подписания трудового договора;

  • изучение записей в трудовой книжке должника, которые могут свидетельствовать о том, что должник имеет значительный опыт работы по другим специальностям. Данная информация может использоваться совместно с данными о наличии открытых вакансий по таким специальностям на рынке труда. Так, например, ситуация, когда должник недавно устроился на работу водителем с заработной платой в 305 рублей, а ранее он на протяжении длительного периода времени работал в должности инженера, по которой в настоящее время имеется большое количество открытых вакансий с заработной платой от 500 рублей и выше, может свидетельствовать о фиктивном оформлении должника в качестве водителя и наличии у него возможности зарабатывать больше;

  • вид деятельности, которым занимается организация, в которую должник устроился в качестве водителя. На практике иногда выясняется, что данная организация не только не занимается деятельностью в сфере автомобильных перевозок, но еще и не имеет на своем балансе автотранспорта. В подобной ситуации к должнику может возникнуть резонный вопрос: что и на чем Вы возите?

Выяснение вышеуказанных обстоятельств может помочь взыскателю доказать в суде недобросовестность поведения должника, которое лишний раз может указывать на его уклонение от погашения задолженности по исполнительному производству.

В случаях, когда судебный исполнитель неправомерно отказывает в принятии мер по обеспечению исполнения либо бездействует в рамках исполнительного производства, несмотря на предложения и ходатайства взыскателя, действия (бездействие) судебного исполнителя можно обжаловать вышестоящему должностному лицу.

В соответствии с ч. 1 ст. 124 Закона постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя могут быть обжалованы в порядке подчиненности соответственно руководителю органа принудительного исполнения, вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с их решением – в суд.

Так, исходя из положений ст. 125 Закона жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения подаются главному судебному исполнителю соответствующего отдела принудительного исполнения.

Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) главного судебного исполнителя районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, а также жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя управления принудительного исполнения главного управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета подаются главному судебному исполнителю по области (городу Минску).

Требования к форме и содержанию жалобы установлены в ст. 126 Закона.

Статьей 127 Закона предусмотрено, что жалобы на постановление судебного исполнителя могут быть поданы в течение 10 дней со дня получения соответствующего постановления судебного исполнителя.

Жалобы на действия (бездействие) судебного исполнителя могут быть поданы в течение 10 дней со дня совершения этих действий (установления факта бездействия) либо со дня, когда лицо, подающее жалобу, не извещенное о времени и месте совершения таких действий, узнало или должно было узнать об их совершении.

Представляется, что жалобу на бездействие судебного исполнителя целесообразно направлять только после ознакомления с материалами исполнительного производства и беседы с судебным исполнителем.

В жалобах на бездействие необходимо обращать внимание на сроки нахождения исполнительного производства на исполнении, соразмерность принятых судебным исполнителем мер размеру задолженности в пользу взыскателей, наличие фактов выхода, наложения ареста на имущество, вызова руководителей должника на прием к судебному исполнителю, иные меры, принятые судебным исполнителем для взыскания задолженности и установления имущества и денежных средств должника, на которые можно обратить взыскание.

3759 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
С принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» возможность привлечения к субсидиарной ответственности должностных л...
25298