Материал подготовлен директором ООО «ФИБЛ », ликвидатором А. Дегтяревым
Содержание:
Скачать образцы документов:
Существует два пути «выхода» из бизнеса:
- ликвидация – когда у компании достаточно денег, чтобы рассчитаться со всеми своими кредиторами;
- банкротство – когда у компании недостаточно денег, чтобы рассчитаться со всеми своими кредиторами.
В материале рассмотрены вопросы ликвидации коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей (далее – ИП).
Нормативное регулирование
- Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
- Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение).
- Некоторые нормы Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».
Что такое ликвидация?
Как определено в п. 1 ст. 57 ГК, ликвидация юридического лица – это прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Юридическое лицо считается ликвидированным, а деятельность ИП – прекращенной с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) об исключении их из этого регистра.
Проверить существование юридического лица, а также его статус (действующее, исключенное из ЕГР, в процессе ликвидации или в банкротстве) можно по ссылке.
С момента принятия уполномоченным органом решения о ликвидации субъект хозяйствования обязан прекратить деятельность, не связанную с ликвидацией. С даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в ЕГР об исключении из него юридического лица (ИП), это субъект хозяйствования обязан прекратить всякую деятельность.
ИП, государственная регистрация которого аннулирована, обязан прекратить предпринимательскую деятельность с даты принятия решения уполномоченным органом о таком аннулировании.
Важно!
С момента принятия регистрирующим органом решения об исключении компании или ИП из ЕГР данная компания (ИП) прекращает свое существование как субъект предпринимательской деятельности. А это означает, что никакие сделки (договоры) такая компания заключать не может.
Рекомендация: проверяйте статус своего контрагента по открытым базам данных до начала сотрудничества и подписания договоров. Нет необходимости запрашивать копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица с этой целью, так как это не является гарантией существования компании на текущую дату.
Инициирование процедуры ликвидации
Принять решение о ликвидации могут как собственники имущества (учредители, участники) юридического лица, так и государственные органы.
Ликвидация является добровольной, когда решение о ликвидации принимают собственники (учредители, участники). Основаниями для принятия решения, помимо наиболее часто встречающегося «мы так захотели», могут быть следующие:
- Истечение срока, на который создано это юридическое лицо;
- Достижение цели, ради которой оно создано. Например, юридическое лицо было создано с целью проведения конкретных работ (оказания услуг), являющихся частью более крупного, масштабного проекта. После выполнения всех работ (оказания услуг) потребность в таком юридическом лице отпадает, и его дальнейшее существование нецелесообразно. Проект продолжает реализовываться, в то время как достигший своей цели субъект хозяйствования по решению собственников уходит в процедуру ликвидации;
- Нарушение порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством;
- Признание экономическим судом государственной регистрации юридического лица недействительной.
После принятия решения о ликвидации, то есть после подписания протокола общего собрания, назначенный ликвидатор или ликвидационная комиссия в течение 10 рабочих дней подает заявление (уведомление) в регистрирующий орган (исполком). В заявлении (уведомлении) нет необходимости подробно объяснять причины ликвидации субъекта хозяйствования, достаточно указать на «нецелесообразность дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности». Регистрирующий орган вносит в ЕГР запись о том, что компания (ИП) находится в процессе ликвидации.
См. образец протокола общего собрания участников о ликвидации
См. образец протокола единственного участника общества о ликвидации
Важно!
С момента начала процедуры ликвидации осуществление операций по счетам юридического лица, совершение им сделок, не связанных с ликвидацией, запрещаются.
Помимо добровольной ликвидации существует принудительная ликвидация, которая осуществляется по решению экономического суда или регистрирующего органа.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению экономического суда в следующих случаях (полный перечень оснований содержится в подп. 3.2 п. 3 Положения):
- осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов;
- экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;
- уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых установлены минимальные размеры уставных фондов по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;
- нарушения установленных законодательством порядка и сроков ликвидации.
С иском о ликвидации в суд могут обратиться органы прокуратуры, Комитета государственного контроля, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению регистрирующего органа в следующих случаях (перечень оснований содержится в подп. 3.3 п. 3 Положения):
- неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;
- внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.
Справочно
О признании задолженности безнадежным долгом см. Указ Президента Республики Беларусь от 13.06.2008 № 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания».
Инициировать ликвидацию могут те же самые государственные органы, обратившись с соответствующим представлением (предложением) в регистрирующий орган.
Какие механизмы можно использовать, если возникли подозрения в том, что должник ликвидируется?
Читайте в статье управляющего партнера ООО «Юридическое агентство "КлеверКонсалт"» А. Данильченко и юриста А. Карпекина.
Особенности ликвидации юридических лиц и ИП
Порядок ликвидации (прекращения деятельности) для юридических лиц и ИП одинаков, то есть процедуры идентичные. Однако есть и некоторые особенности.
Особенности ликвидации юридических лиц (обществ, унитарных предприятий):
- Процедура осуществляется ликвидатором либо ликвидационной комиссией, которых назначают собственники (учредители, участники);
- Ликвидатор (ликвидационная комиссия) самостоятельно осуществляет все без исключения функции, связанные с ликвидацией;
- Необходимо пройти все проверки: налогового органа, Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН) и Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» (далее – Белгосстрах);
- Перечень определенных документов сдается в архив;
- Список предоставляемых в регистрирующий орган документов при завершении ликвидации шире, чем у ИП.
См. образец заявления юридического лица о ликвидации
Особенности прекращения деятельности ИП:
- ИП осуществляет процедуру ликвидации лично, в государственных органах также действует самостоятельно, либо через уполномоченного доверенностью представителя.
См. образец заявления ИП о ликвидации
С 03.09.2017 подать заявление в регистрирующий орган представитель сможет только на основании нотариально удостоверенной доверенности.
Представление интересов ИП в иных государственных органах, предприятиях, учреждениях по доверенности может быть ограничено в зависимости от правил, установленных нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок осуществления деятельности того или иного органа.
См. образец доверенности от ИП на представление его интересов при прекращении деятельности.
- Необходимо пройти проверку налогового органа. Проверки ФСЗН и Белгосстраха обязательны в том случае, если у ИП были наемные работники.
Отметим, что ИП в период своей деятельности (даже если деятельность фактически не осуществлялась) обязан производить выплаты страховых взносов в ФСЗН. Исключение составляют случаи, когда ИП изначально освобожден от уплаты указанных взносов либо как физическое лицо одновременно работает по трудовому договору (контракту) или договору подряда и взносы за него уплачивал наниматель/заказчик.
Бывают ситуации, когда факт невнесения ИП взносов в ФСЗН выявляется только в момент прекращения его деятельности. В этом случае по результатам проверки доначисляются к выплате взносы за весь период их неуплаты, а также пени и штраф.
- Не требуется сдача документов в архив, если у ИП не было наемных работников;
- список предоставляемых в регистрирующий орган документов при завершении ликвидации меньше, чем у юридических лиц.
Предъявление требования кредитора к ликвидируемому должнику
Согласно части третьей п. 1 ст. 59 ГК ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Срок направления такого уведомления не определен.
Сведения о том, что юридическое лицо (ИП) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), о порядке и сроке заявления требований его кредиторами размещаются в сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу.
Рекомендация кредиторам: постоянно проверяйте сайты «Юстиция Беларуси» и ЕГР.
Если ликвидатор письменно не известит кредитора о ликвидации должника и впоследствии этот должник будет исключен из ЕГР (без процедуры банкротства), то это может явиться основанием для привлечения ликвидатора к субсидиарной ответственности. В таком случае между бездействием ликвидатора (неисполнением обязанности по надлежащему уведомлению кредитора) и наступлением последствий в виде неисполненного обязательства перед кредитором имеется прямая причинно-следственная связь, так как кредитор, будучи неосведомленным, фактически не имел возможности заявить требование кредитора к ликвидируемому должнику.
Согласно ст. 11, 233 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) если стоимость имущества должника – юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов либо имущество отсутствует, после утверждения промежуточного ликвидационного баланса юридическое лицо ликвидируется через процедуру банкротства.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана подать в экономический суд заявление о банкротстве юридического лица в течение одного месяца со дня выявления указанных обстоятельств. При неподаче такого заявления председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) солидарно с другими виновными лицами несет субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидируемого лица. Кредитор (кредиторы) или его (их) правопреемники, государственные органы, прокурор, контролирующие органы вправе предъявить иски о привлечении к субсидиарной ответственности в течение 10 лет с момента возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в экономический суд, рассматривавший это дело.
После размещения объявления в сети Интернет кредиторы в течение 2 месяцев могут и должны направлять требования кредитора по указанному в объявлении адресу.
Рекомендация кредиторам: направляйте требование кредитора не по юридическому адресу компании, а по адресу, указанному в объявлении.
Как правило, требование кредитора оформляется как обычная претензия, к которой желательно приложить документы, подтверждающие наличие задолженности. Это упростит задачу ликвидатору для принятия решении о включении в реестр требований кредиторов. Срок, в течение которого ликвидатор (ликвидационная комиссия) должен сообщить кредитору о своем решении, Положением не установлен. В данном случае ликвидатору следует соблюдать сроки, определенные ст. 17 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» – 15 дней или 1 месяц, если обращение требует дополнительной проверки.
См. образец требований кредитора
При рассмотрении требования кредитора ликвидатор сверяет указанные в нем данные с данными бухгалтерского учета ликвидируемой компании. Если ликвидатор согласен с заявленным требованием, он включает его в реестр требований кредиторов. Форма реестра законодательством не установлена.
Если требование кредитора не направлено, то ликвидатор вправе через 2 месяца списать долг на внереализационные доходы, исчислить и уплатить налог с прибыли и завершить ликвидацию без банкротства. В этом случае кредитор лишится своих денег.
Рекомендация кредиторам: даже если двухмесячный срок пропущен, но ликвидация не завершилась, заявляйте требование кредитора. Даже если требование заявлено с опозданием, ликвидатор обязан рассмотреть его и дать ответ.
Если ликвидатор необоснованно отказывает кредитору в принятии требования, последний вправе обратиться с иском в суд, приложив документы, подтверждающие факт обращения к ликвидатору и его отказ, либо указав на отсутствие ответа.
В состав требования кредитора могут быть включены основной долг, штрафные санкции, убытки, прочие затраты. При отказе в принятии ликвидатором части требования кредитор также вправе обратиться в суд.
См. образец иска кредитора о включении в реестр требований
Запрет на исключение из ЕГР
Если ликвидатор не отвечает на требование кредитора, не принимает меры к погашению долга в установленном порядке, кредитор вправе направить в регистрирующий орган заявление о наличии у должника непогашенной задолженности перед кредиторами. Ликвидируемый должник не может быть исключен из ЕГР в течение 2 месяцев со дня получения регистрирующим органом данной информации.
При этом субъект хозяйствования не исключается из ЕГР, если в регистрирующий орган в течение указанного двухмесячного срока представлено определение суда о запрете такого исключения, либо определение экономического суда о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), влекущее ликвидацию (прекращение деятельности) субъекта хозяйствования в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве). Эта норма закреплена в части шестой п. 16 Положения.
Другими словами, юридическое лицо – должник не будет исключено из ЕГР по заявлению ликвидатора, пока ликвидатор не решит вопросы с кредиторами.
Таким образом, кредитору необходимо:
- Подать в регистрирующий орган заявление о наличии у ликвидируемого субъекта задолженности и неисключении должника из ЕГР;
- Подать в экономический суд исковое заявление о взыскании долга со ссылкой на отказ ликвидатора в принятии требования, либо на бездействие ликвидатора (отсутствие ответа на требования кредитора, отсутствие факта частичного погашения задолженности и т.п.), приложив подтверждающие документы;
- В рамках рассмотрения иска заявить в суд ходатайство о применении обеспечительной меры в виде запрета на исключение из ЕГР.
См. образец ходатайства о применении обеспечительных мер
Отдельно следует отметить, что кредитору в соответствии со ст. 12 Закона предоставлено право самостоятельно подать заявление кредитора о банкротстве. Сроки ликвидации согласно п. 6 Положения ограничены 9 месяцами со дня принятия решения о ликвидации, но могут быть продлены до 12 месяцев.
В случае нарушения установленных законодательством порядка и сроков ликвидации последняя может быть инициирована по решению экономического суда (абзац шестой части первой подп. 3.2 п. 3 Положения). В этом случае кредиторы ликвидируемого субъекта хозяйствования вправе обратиться в экономический суд с иском о ликвидации.
Важно! В случае нарушения сроков ликвидации кредитор вправе инициировать проведение дальнейшей процедуры ликвидации под контролем экономического суда.
Кроме того, кредиторы вправе обращаться в УДФР КГК, прокуратуру, ОБЭП РУВД с заявлением о мошенничестве, об уклонении от погашения кредиторской задолженности с целью обращения внимания государственных органов на ситуацию. На такие обращения обычно приходят формальные отписки, но в то же время госорганы обязаны отреагировать, в связи с чем учредители и ликвидатор будут вызываться на опросы, что может подтолкнуть ликвидатора к принятию мер по скорейшему исполнению обязанностей.
Требования к ликвидатору (ликвидационной комиссии)
Ликвидатор (ликвидационная комиссия) назначается, как правило, в момент принятия решения о ликвидации. Директор освобождается от управления организацией, все функции переходят к ликвидатору. Кроме того, при передаче управления необходимо провести инвентаризацию активов и пассивов, а также передать по описи в ведение ликвидатора дела и имущество организации.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.04.2013 № 314 «О некоторых вопросах назначения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора)» предусмотрено, что в случае наличия у юридического лица на дату принятия решения о его ликвидации задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) может быть назначено не являющееся собственником имущества (учредителем, участником) или руководителем этого юридического лица:
1) физическое лицо – гражданин Республики Беларусь либо иностранный гражданин (лицо без гражданства), постоянно проживающее на территории Республики Беларусь:
- достигшее совершеннолетия, полностью дееспособное;
- имеющее высшее образование, преимущественно экономическое и (или) юридическое;
- имеющее опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности (опыт работы в должности специалиста, руководителя структурного подразделения, заместителя руководителя, руководителя юридического лица) и (или) опыт предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не менее 3 лет;
- не имеющее непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
2) юридическое лицо, в штат работников которого входит не менее двух лиц (за исключением руководителя организации, технического и вспомогательного персонала), работа которых у этого юридического лица является основным местом работы. К руководителю юридического лица, назначаемого ликвидатором, и указанным лицам предъявляются требования, установленные в вышеуказанном пункте.
Ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязан:
- принять дела и имущество ликвидируемого лица;
- обеспечить ведение текущего бухгалтерского учета;
- обеспечить публикацию сведений о ликвидации;
- уведомить всех кредиторов о ликвидации (направить письменные уведомления);
- обеспечить сбор требований кредиторов;
- обеспечить при необходимости продажу имущества через аукцион;
- обеспечить прохождение проверок;
- при обнаружении факта банкротства не позднее месячного срока подать заявление в суд о банкротстве должника.
Ликвидатор, как управляющий ликвидируемой им компании, не имеет права осуществлять деятельность, не связанную с ликвидацией, то есть текущую финансово-хозяйственную деятельность. Исключение составляют случаи, когда возникает необходимость обеспечить завершение компанией взятых на себя ранее договорных обязательств, невыполнение которых приведет к необоснованному росту кредиторской задолженности.
Можно ли сменить ликвидатора в процедуре ликвидации?
Читайте в статье управляющего партнера ООО «Юридическое агентство "КлеверКонсалт"» А. Данильченко.
Что делать кредитору?
Кредитор не имеет возможности вмешиваться в процесс ликвидации, участвовать в оценке имущества должника, организации торгов, выборе покупателя, определении начальной цены и т.п.
Рекомендации кредитору в процедуре ликвидации:
- Заявить требование кредитора.
- Получить ответ о включении в реестр требований.
- После истечения 2 месяцев с момента публикации в журнале «Юстиция Беларуси» объявления о ликвидации ликвидатор обязан составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс. Через месяц после его утверждения ликвидатор обязан начать расчеты с кредиторами четвертой (последней) очереди (очередность установлена ст. 60 ГК). Если ликвидатор не производит расчет и нет никакой информации о том, утвержден ли баланс и когда будет произведен расчет, кредитор вправе подать заявление в суд о банкротстве должника.
- Если кредитор получил от ликвидатора отказ во включении его требования в реестр требований кредиторов либо не получает ответ на свое требование в течение установленного срока, то ему следует написать в регистрирующий орган заявление о наличии у ликвидируемой компании долга и обратиться с иском в суд. В течение 2 месяцев регистрирующий орган не исключит должника из ЕГР. За это время кредитору в рамках искового производства необходимо инициировать применение обеспечительной меры в виде запрета на исключение должника из ЕГР, и до момента отмены судом такой меры получить решение суда о взыскании долга. В этом случае ликвидатор будет вынужден либо принять требование кредитора и исполнить его, либо подать заявление о банкротстве должника.
Ликвидатор в случае неисполнения обязанности по подаче заявления о банкротстве должника может быть привлечен к субсидиарной ответственности по долгам организации. Поэтому кредитор, знающий особенности ликвидации, сроки совершения ликвидатором обязательных действий и требования, предъявляемые к ликвидатору в ходе его работы, своими активными действиями сможет мотивировать ликвидатора рассчитаться с таким кредитором.