Договорная работа и проверка контрагентов

«Подводные камни» при использовании транспортного средства международной перевозки на территории ЕАЭС

Нередко возникают ситуации, когда незнание законодательства ЕАЭС иностранными субъектами хозяйствования становится большой проблемой. Это чревато потерей драгоценного времени, крайне важного для перевозчика, а также существенными денежными расходами.

Незначительные, на первый взгляд, ошибки, совершенные по незнанию, могут повлечь и серьезные негативные последствия с точки зрения таможенного законодательства.

Рассмотрим последствия использования транспортных средств международной перевозки (далее — ТСМП), зарегистрированных на территории иностранных государств, для внутренней перевозки товаров по таможенной территории ЕАЭС.

Туровец Маргарита

Юрисконсульт ООО «Комплекс Финанс»

Лукашук Татьяна

Юрист

1879 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Специальные мероприятия на дорогах

Одной из таможен Минского региона при проведении специального мероприятия на автодороге было остановлено ТСМП с полуприцепом, зарегистрированное в Республике Узбекистан, под управлением водителя перевозчика — гражданина Республики Узбекистан, следовавшего в направлении г. Минска.

Водителем были представлены следующие документы на перевозимый товар: ТТН, СМR, декларация о соответствии ЕАЭС, удостоверение качества и безопасности продукции, протокол испытаний, спецификация, согласно которым в грузовом отсеке транспортного средства перемещался товар «молоко сухое».

Товар следовал от молочно-консервного комбината (Республика Беларусь) в адрес получателя, зарегистрированного также на территории Республики Беларусь. Пунктом погрузки согласно ТТН указан город, расположенный в Витебской области, пунктом разгрузки — Минский р-н.

В полуприцепе-рефрижераторе на деревянных поддонах находился товар, упакованный в картонные мешки, на которых были наклеены этикетки «Изготовитель — Республика Беларусь». Осматриваемое транспортное средство опломбировано не было.

Согласно сведениям базы данных таможенных органов за несколько дней до остановки такой же грузовой автомобиль с полуприцепом въезжал на территорию ЕАЭС с товаром «абрикос».

Это важно!
Временно ввезенными ТСМП допускается совершать обычные операции по их техническому обслуживанию или ремонту, которые потребовались при их следовании на таможенную территорию Таможенного союза либо нахождении на указанной территории.

Когда нельзя, но очень хочется…

Из протокола опроса водителя следует, что он по заказу белорусского субъекта доставлял в Республику Беларусь товар «абрикос», который сопровождался полным комплектом товаросопроводительных документов.

После выгрузки товара «абрикос» в г. Минске водитель находился в транспортном средстве с целью соблюдения режима труда и отдыха водителей.

Примерно через два дня диспетчер логистической фирмы сообщил о необходимости прибыть в Витебскую область для загрузки в полуприцеп товара и его последующей транспортировки на территорию Республики Узбекистан.

Это важно!
С момента составления протокола опроса водителя таможенным органом, даже если он отказался отвечать на вопросы, административный процесс считается начатым.

После загрузки транспортного средства товаром «молоко сухое» водителю была выдана ТТН для транспортировки товара в г. Минск. Со слов водителя, эта накладная была ему выдана по причине того, что отправитель товара не мог осуществить надлежащее экспортное и ветеринарное оформление товара в месте загрузки товара в связи с отсутствием там пункта таможенного оформления и, соответственно, сотрудников ветеринарной службы.

Водитель утверждал, что товар «молоко сухое» должен быть в последующем доставлен в Республику Узбекистан.

Квалификация действий перевозчика

Согласно ч. 4 ст. 275 ТК ЕАЭС на таможенной территории Таможенного союза не допускается:

— использование временно ввезенных ТСМП для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории Таможенного союза;

— передача временно ввезенных ТСМП иным лицам, в том числе в аренду (в субаренду), за исключением передачи их для ремонта, технического обслуживания, хранения либо передачи в целях завершения операции перевозки путем немедленного вывоза транспортного средства международной перевозки.

Справочно.
Срок нахождения на таможенной территории ЕАЭС временно ввозимого ТСМП, предназначенного для перевозки грузов на территории ЕАЭС, устанавливается таможенным органом
на основании заявления перевозчика, но не более чем на 90 календарных дней нахождения временно ввезенного ТСМП на территории одного из государств-членов (ст. 274 ТК ЕАЭС).

В случае совершения указанных действий без помещения временно ввезенных ТСМП под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины, налоги без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленных на день регистрации таможенной декларации на транспортное средство.

Сроком уплаты таможенных пошлин считается первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом таможенной декларации (ст. 57 ТК ЕАЭС).

Следовательно, причиной задержания транспортного средства явилось использование данного ТСМП, зарегистрированного на территории иностранного государства для внутренней перевозки по таможенной территории ЕАЭС товара «молоко сухое».

Ответственность за незаконное использование ТСМП

Если в ходе таможенного контроля в отношении временно ввезенных ТСМП выявляются случаи их использования во внутренних перевозках, то лица, совершившие указанные действия, привлекаются к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.7 КоАП. Санкция данной статьи предусматривает наложение штрафа в размере от 5 до 50 БВ, а на ИП или юрлицо — до 30 % от стоимости предмета административного правонарушения.

Это важно!
Использование иностранными перевозчиками ТСМП для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории стран — участниц ЕАЭС, запрещено.

Таким образом, действия водителя и юрлица — перевозчика, выразившиеся в использовании временно ввезенного ТСМП для внутренней перевозки на территории Республики Беларусь, явились основанием для начала административного процесса сотрудниками таможенного органа.

Вышеописанная квалификация касается не только иностранного перевозчика на территории Республики Беларусь, но и белорусских субъектов, которые работают на территории стран — участниц ЕАЭС. Например, в Российской Федерации осуществление внутренней перевозки на временно ввезенном ТСМП без помещения его под какую-либо таможенную процедуру и уплаты таможенных платежей влечет привлечение к административной ответственности по ст. 16.22 КоАП РФ.

Справочно.
Санкция ст. 16.22 КоАП РФ предусматривает наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 50 до 300 тыс. рос. руб.

Как подстраховаться при выполнении перевозки на территории ЕАЭС

Перевозчику в договоре автомобильной перевозки грузов необходимо предусмотреть корректные сроки разгрузки товара заказчиком автомобильной перевозки, чтобы не превысить сроки, установленные таможенными органами в соответствии со ст. 274 ТК ЕАЭС.

При переадресации груза перевозка должна быть завершена в сроки, установленные таможенными органами.

В договоре перевозки перевозчику целесообразно предусмотреть пункт следующего содержания:

«В случае привлечения Перевозчика или его сотрудников по вине Заказчика к ответственности, предусмотренной в стране — участнице ЕАЭС, за осуществление внутренней перевозки на временно ввезенном ТСМП без помещения его под таможенную процедуру Заказчик компенсирует Перевозчику суммы штрафа в течение 5 (пяти) дней с момента получения письменного требования Перевозчика».

Дополнительно по теме:
Пилинкевич Н. Временный ввоз на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств международной перевозки

1879 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
Выигрыш дела (удовлетворение требований) в суде не является синонимом получения денег от своего должника. Зачастую за судебным разбирательством следует длительный процесс...
21912