Договорная работа и проверка контрагентов

Реестр недобросовестных контрагентов

Вопрос: Вправе ли организация (без доли государства, уставный фонд сформирован из иностранных инвестиций) создать и вести свой собственный реестр недобросовестных контрагентов и не допускать в течение 1–2 лет к закупкам включенных в него субъектов хозяйствования?

Богатко Антон

Юрист, экономист, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов организации и проведения процедур закупок, участник разработки НПА в сфере закупок 

Богатко Анна

Старший преподаватель филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Минск)


2456 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: Да, вправе при определенных условиях.

Если организация не имеет признаков организаций, перечисленных в подп. 1.1 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — Постановление), а также не обязана применять решения совета депутатов, принятые в развитие п. 51 Постановления, данная организация вправе с учетом практики ведения бизнеса составлять такой реестр.

Однако при реализации указанного права стоит обратить внимание на наличие или отсутствие системы менеджмента качества (далее — СМК) в организации. Как правило, в СМК входят стандарты предприятия (далее — СТП), среди которых важное место отводится стандарту по заключению и исполнению договоров. Данным стандартом, как правило, предусматривается оценка добросовестности контрагента, на основании которой составляется перечень субъектов с присвоением им статуса «добросовестный»/«недобросовестный». В дальнейшем контрагентам со статусом «недобросовестный» не направляются приглашения к участию в закупках товаров (работ, услуг).

При отсутствии СМК и СТП рекомендуем организациям, которые не обязаны применять нормативные акты, устанавливающие правила проведения закупок за счет собственных средств, разработать и внедрить Положение о порядке ведения договорной работы, заключения и исполнения договоров. При этом для определения основных, вспомогательных и/или недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в таком Положении необходимо предусмотреть критерии и методику оценки по разным направлениям сделок, заключаемых организацией. 

Таким образом, действующее законодательство не содержит прямого запрета на создание собственного реестра недобросовестных контрагентов, временно не допускаемых к закупкам, с отражением такого порядка на уровне локального правового акта.

Вопрос: Является ли создание такого реестра нарушением ст. 24 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»? 

Ответ: Да, при нарушении установленных требований.

Нормы Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон) регулируют осуществление закупок любыми субъектами хозяйствования, независимо от наличия либо отсутствия доли государства в уставном фонде, в случае, если в таких закупках принимают участие или потенциально могут принять участие два и более субъекта.

Статья 24 Закона, устанавливая антимонопольные требования к закупкам товаров, запрещает действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. При этом под закупкой в рамках Закона понимается приобретение товаров на конкурентной основе, в котором принимают или могут принять участие два и более участника, в том числе приобретение товаров при осуществлении:

— госзакупок (за исключением процедуры закупки из одного источника);

— закупок за счет собственных средств (за исключением процедуры закупки из одного источника); 

— закупок при строительстве.

При разработке локального правового акта следует учитывать ст. 7 Закона, в которой отражены признаки ограничения конкуренции. Также важно разработать и включить в локальный правовой акт критерии, по которым контрагент может быть включен в реестр, и детально урегулировать процедуру такого включения (например, путем принятия решения комиссией). 

При включении контрагента в реестр необходимо формировать своего рода «дело», в котором целесообразно хранить все документы, подтверждающие получение контрагентом статуса «недобросовестный».

Таким образом, при создании собственного реестра недобросовестных контрагентов с отражением такого порядка на уровне локального правового акта рекомендуем прорабатывать все потенциальные риски нарушения антимонопольных требований к закупкам товаров.

2456 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
Что делать, если с Вас хотят взыскать долг с помощью исполнительной надписи нотариуса? Чаще всего должник узнает о исполнительной надписи тогда, когда выставляется соотв...
35933