Ответ: Да, при определенных условиях.
Санкции, которые вводят запреты (включая ограничения на поставку товара, проведение расчетов и платежей), имеющие обязательную юридическую силу для субъектов хозяйствования, рассматриваются, как правило, в качестве обстоятельств, которые могут быть признаны непреодолимой силой при исполнении гражданско-правовых обязательств.
В то же время в последние годы санкции не являются чем-то исключительным и чрезвычайным, поэтому признание их обстоятельствами непреодолимой силы может оспариваться по данному критерию, особенно когда санкции принимаются государственными органами в отношении подчиненных либо подведомственных организаций. По нашему мнению, признавать санкции непреодолимой силой необходимо в связи с тем, что их введение находится вне контроля субъектов хозяйствования (не в плоскости гражданско-правовых правоотношений), то есть они не влияют на принятие санкций, не могут это предотвратить, имеют возможность их преодолеть лишь в исключительных случаях (получение специальных разрешений, индивидуальных лицензий и т.п.).
При этом сделать вывод о том, являются ли санкции форс-мажором, можно только в привязке к конкретным гражданско-правовым обязательствам, с учетом применимого права к этим обязательствам и конкретным (специальным) договорным условиям, регулирующим форс-мажор.
Одними из главных условий, которые должны быть соблюдены для признания санкций форс-мажором, являются следующие:
- признание санкций форс-мажором не должно противоречить применимому к договору праву и условиям договора (например, стороны отдельно указали, что не признают санкции форс-мажором либо исключили применение форс-мажора к обязательствам по оплате);
- санкции должны быть введены после заключения договора (критерий чрезвычайности);
- санкции должны иметь обязательную юридическую силу для лица, не исполнившего либо исполнившего ненадлежащим образом свои гражданско-правовые обязательства, то есть распространяться на него;
- товар, который не может быть поставлен, должен подпадать под конкретный санкционный запрет и быть идентифицирован с конкретными товарами, предусмотренными в санкциях, по специальным кодам либо определенным критериям (товар двойного назначения и т.д.);
- лицо, которое не может исполнить обязательство, должно предпринять законные меры по использованию механизмов преодоления санкций, которые, как правило, заложены в самих нормативных правовых актах, устанавливающих запреты и ограничения;
- у лица, которое не может исполнить обязательство, отсутствуют разумные возможности преодолеть последствия введенных санкций, не нарушая условия договора и следуя его предмету (альтернативное исполнение и т.п.).
Необходимо иметь в виду, что в сложившейся ситуации санкции, введенные иностранными государствами, являются в первую очередь форс-мажором для иностранных контрагентов. В связи с этим перечисленные выше условия должны быть соблюдены прежде всего иностранными партнерами, которые не могут исполнять свои обязательства по договорам, заключенным с белорусскими субъектами хозяйствования.