Меры по оздоровлению по Указу № 399

Списки неплатежеспособных сельхозорганизаций по Указу № 399: можно ли кредитору отбиться от «3+5» и что важно знать об Указе

На сайтах облисполкомов размещены перечни неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, подлежащих финансовому оздоровлению в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 2 октября 2018 г. № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций».

Кредиторам таких организаций это сулит мало хорошего. Раньше можно было рассчитывать на какое-то принудительное исполнение или отступное в натуральном виде, а теперь перспектива вернуть долг выглядит совсем призрачной.

Портал «Система Юрист» совместно с юридической группой «Бюро24» пробуют разобраться, какие механизмы работы есть у кредиторов в рамках схемы «3+5».

1442 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Материал актуален по состоянию на 26.04.2022

Указ № 399: в чем суть?

7 января вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 02.10.2018 № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» (далее — Указ № 399), направленный на оздоровление предприятий агропромышленного комплекса.

Указ № 399 предполагает формирование облисполкомами перечней неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, подлежащих финансовому оздоровлению (перечень).

Задолженность организаций, включенных в перечень, может быть реструктуризирована следующими способами:

  • увеличение уставного фонда в пределах долга с предоставлением доли в уставном фонде (акций) кредитору;
  • отсрочка (рассрочка) погашения задолженности, включая пени;
  • эмиссия местными исполкомами облигаций с последующей их продажей банкам;
  • продажа организаций-должников как имущественных комплексов;
  • иные меры административно- и гражданско-правового характера.

Условие для включения в перечень — разработанный (с учетом выбранных кредитором механизмов реструктуризации, указанных выше) и согласованный с рай-, гор- и облисполкомом бизнес-план. И тут наступает главное НО.

В случае недостижения согласованного решения между кредитором и сельскохозяйственной организацией по применению механизмов бизнес-план разрабатывается с применением механизма предоставления отсрочки на три года с последующей рассрочкой на пять лет (п. 5 Положения о порядке реструктуризации задолженности неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, утвержденного Указом № 399).

Таким образом, если кредитор не согласен ни с одним из предложенных механизмов (ему не нужны акции, облигации и т.д.), то в дело вступает пресловутая формула «3+5», и должник все равно включается в перечень. Мнение кредитора влияет только на выбор механизма реструктуризации долга, а не на включение в перечень как таковой. Его просто ставят перед фактом: выбирай, что нравится, иначе «3+5».

Кредитору, как уже можно было догадаться, на стадии ДО включения в перечень фактически не остается вариантов для маневра, но они есть после...

Обжалование включения в перечень

Кредиторы могут обжаловать в суд решение исполкома о включении в перечень. На это отводится десять рабочих дней со дня его размещения на соответствующем сайте исполкома (ч. 2–4 п. 2 Указа № 399).

Такое решение обжалуется в порядке производства по делам об обжаловании решений, действий (бездействия) госорганов и должностных лиц (гл. 25 ХПК).

Нужно помнить, что подача заявления о признании недействительным ненормативного правового акта в Высший Хозяйственный Суд и принятие его к рассмотрению не приостанавливают действия такого акта (ч. 4 п. 26 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции»).

Заявление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к исковым заявлениям, также в нем должно быть указано (ст. 228 ХПК):

  • наименование органа, должностного лица, издавших акт, дату его издания;
  • указание на то, какие права и законные интересы <...> нарушаются этим актом или его отдельными положениями;
  • какому законодательному или иному нормативному правовому акту противоречит обжалуемый акт.

К заявлению прилагается копия оспариваемого акта с указанием, в каком СМИ и когда опубликован этот акт, если он был опубликован.

Орган, издавший акт, — соответствующий рай-, гор- и облисполкомом.

С тем, какие права (интересы) нарушены и какому законодательному акту они противоречат, уже сложнее.

Как бы банально это ни звучало, у кредитора есть право получить исполнение по договору от должника (обязательства должны исполняться надлежащим образом — ст. 290 ГК) — любой договор предполагает встречное исполнение. Соответственно, включение должника в перечень лишает кредитора права на получение некого исполнения по договору.

Можно возразить: кредитора никто не лишает такого права — есть бизнес-план, по которому долг будет погашен. Само по себе включение в перечень не предполагает, что кредитор автоматически лишается того, что мог получить по договору.

Как суду доказать, что «денег не будет»? Может помочь экспертиза утвержденного бизнес-плана. Главная цель такой экспертизы — выяснить, насколько верны приведенные в нем данные и насколько достижимы цели «оздоровления» на основе заложенных первоначальных данных. Проще говоря, будет этот бизнес-план исполнен или нет, получит кредитор деньги от должника, наступит ли заложенное в нем финансовое оздоровление.

Если эксперт дает заключение, что заложенные в бизнес-плане показатели недостижимы (даже с учетом того, что любой бизнес-план — лишь вероятностная оценка будущих результатов), то о каком финансовом оздоровлении можно вести речь? И если эти прогнозы не выдерживают никакой критики, то почему исполком его утвердил?

Кстати, разрабатывается бизнес-план на девять лет самим же должником (подп. 5.3 Положения о порядке формирования перечней неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, подлежащих финансовому оздоровлению, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2018 № 913, далее — Положение № 913).

Правда, у данного механизма есть огромный минус: экспертизу бизнес-плана кредитору придется проводить за свой счет.

Также не стоит забывать, что в суд решение может быть обжаловано в течение десяти рабочих дней со дня размещения перечня на сайте исполкома. Данный срок не является процессуальным в понимании главы 12 ХПК и не может быть восстановлен в силу ст. 138 ХПК.

При обжаловании включения в перечень кредиторам нужно обратить внимание на следующее.

В перечень могут включаться организации, у которых <…> неплатежеспособность приобретает или имеет устойчивый характер в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» (далее — постановление № 1672) — п. 2 Положения № 913.

Эти же самые критерии (К1, К2, К3) применяются для оценки неплатежеспособности в рамках Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» для открытия процедуры экономической несостоятельности.

О чем это говорит? О том, что для сельхозорганизаций по Указу № 399 и для потенциальных банкротов используются одни и те же критерии. Соответственно, есть четкие показатели, установленные постановлением № 1672, которые оценивает исполком на основе представленных бухгалтерских данных для включения в перечень.

Зачастую кредитор располагает бухгалтерским балансом (во всяком случае, имеет возможность его получить) должника. Это позволит ему и потенциальному эксперту оценить, насколько правильно были взяты первоначальные данные, как применялись критерии и насколько верно была дана оценка о неплатежеспособности должника при включении в перечень.

Это важно знать, так как на заседаниях комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) при исполкомах, созданных для формирования перечней, должны быть рассмотрены результаты финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособной сельскохозяйственной организации (полнота принятых мер по восстановлению платежеспособности, включая соблюдение технологической дисциплины, взыскание дебиторской задолженности, достижение соглашений с кредиторами о реструктуризации задолженности) — п. 3–4 Положения № 913.

Можно ли исключить компанию из перечня, если не исполняется бизнес-план?

Нет

Пункт 11 Положения № 913 устанавливает, что рай-, горисполкомы осуществляют ежеквартальный мониторинг бизнес-планов по финансовому оздоровлению и ежемесячный мониторинг выполнения производственных и финансовых показателей сельскохозяйственных организаций, включенных в перечень.

При восстановлении платежеспособности сельскохозяйственной организации комиссия дает рекомендацию о целесообразности исключения этой организации из перечня <...> (п. 11 Положения № 913).

Сельскохозяйственная организация, не восстановившая платежеспособность по результатам реализации бизнес-плана, подлежит исключению из перечня (п. 13 Положения № 913).

Соответственно, организация исключается из перечня в двух случаях: восстановление платежеспособности или НЕвосстановление по результатам реализации бизнес-плана.

Исключение из перечня ввиду неисполнения бизнес-плана, а если быть точнее, нарушения порядка платежей кредитору, который был им установлен, не предусмотрено.

Более того, при исключении сельхозорганизации из перечня действие отсрочки (рассрочки) сохраняется на период действия бизнес-плана при соблюдении установленных условий, перечисленных в п. 6.1–6.5 (п. 9 Положения о порядке реструктуризации задолженности неплатежеспособных сельхозорганизаций, утвержденного Указом № 399). Условия, предусмотренные данными пунктами, предполагают, что должник должен своевременно осуществлять платежи, иначе действие отсрочки (рассрочки) приостанавливается. Однако платежи эти касаются налоговой, ФСЗН, энергоснабжающих и коммунальных организаций и т.д.

Условия, по которому отсрочка (рассрочка) прекращается при неосуществлении платежей «иным кредиторам», не предусмотрены.

1442 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме