Содержание:
Требования, предъявляемые к участникам процедур государственных закупок
В действующей редакции Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-3 «О государственных закупках» (далее – Закон) установлены единые требования к участникам процедур государственных закупок. Изменить или дополнить перечень требований, установленных Законом, заказчик (организатор) самостоятельно не вправе.
Согласно абз. 7 ст. 9 Закона право устанавливать дополнительные требования к участникам предоставлено Совету Министров. Однако в некоторых случаях дополнительные требования к участникам процедур государственных закупок могут быть установлены, например, указами Президента Республики Беларусь. Так, дополнительные требования к участникам процедур государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций установлены Указом Президента Республики Беларусь от 22.12.2014 № 612.
По общему правилу п. 2 ст. 16 Закона к участникам предъявляются следующие требования:
- соответствие требованиям, установленным законодательством к юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом государственной закупки;
- соответствие дополнительным требованиям к участникам, если такие требования установлены Советом Министров;
- отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней. Данное требование не распространяется на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, находящихся в процедуре санации;
- юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, не должно быть включено в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;
- юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, работник (работники) таких юридического лица или индивидуального предпринимателя не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры государственной закупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету государственной закупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не должны являться заказчиком (организатором) проводимой процедуры государственной закупки;
- физическое лицо не должно являться работником заказчика (организатора), за исключением проведения процедуры закупки из одного источника у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
- юридическое лицо не должно находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), а индивидуальный предприниматель не должен находиться в стадии прекращения деятельности;
- в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя не должно быть возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Данное требование не распространяется на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, находящихся в процедуре санации;
- юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности;
- юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания.
Справочно
Данная норма содержит еще одно требование: участник не должен находиться в реестре коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Однако в настоящее время это требование к участникам не применяется, поскольку Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств", регламентирующий вопросы создания и ведения данного реестра, признан утратившим силу (Указ Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 151).
Согласно нормам Закона в состав документов, предоставляемых участникам для подготовки предложений, должны быть включены требования, предъявляемые к участникам, а также перечень документов и сведений для их проверки (абз. 6 п. 1 ст. 22, абз. 5 п. 1 ст. 46 Закона).
Таким образом, при проведении процедуры государственной закупки заказчик (организатор) обязан указать в документах, какие именно требования предъявляются к участникам и какие документы и сведения для подтверждения своего соответствия установленным требованиям участники должны предоставить в составе своего предложения.
Нормой п. 3 ст. 16 Закона определен порядок подтверждения соответствия участника требованиям, установленным заказчиком.
Для подтверждения соответствия участника требованиям, установленным абз. 5–13 п. 2 ст. 16 Закона, достаточно соответствующего заявления участника.
Дело с подтверждением участником отсутствия у него задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней обстоит иначе.
Соответствие данному требованию участники – резиденты Республики Беларусь подтверждают путем включения в свое предложение заявления об отсутствии у них такой задолженности на первое число месяца, предшествующего дню подачи предложения. Однако заказчик (организатор) обязан проверить такие сведения через официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
В то же время участники – нерезиденты Республики Беларусь обязаны представить документы об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, выданные уполномоченными органами в соответствии с законодательством страны, резидентами которых они являются, не ранее чем на первое число месяца, предшествующего дню подачи предложения.
Что касается подтверждения соответствия участника требованиям, установленным законодательством, то в этом случае заказчик (организатор) обязан сам при подготовке документов, предоставляемых участникам для подготовки предложения, выяснить и указать в данных документах, каким именно требованиям, установленным законодательством, участник должен соответствовать и какими документами он должен подтвердить свое соответствие установленным требованиям.
При этом следует учитывать, что заказчик вправе потребовать от участников представления только документов, обязательность наличия которых для осуществления соответствующего вида деятельности установлена законодательством.
Например, если для осуществления определенного вида деятельности необходима лицензия, заказчик (организатор) обязан потребовать от участника представить такую лицензию.
Справочно
С 1 июля 2020 г. подтверждение наличия лицензии может осуществляться путем обращения к Единому реестру лицензий через единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы. В Реестр включаются сведения о лицензиях, действующих на 1 июля 2020 г., а также обо всех выдаваемых лицензиях (ч. 1 п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
С 1 июля заказчику (организатору) можно не требовать от участников представления лицензий. При этом необходимо указать в документах, предоставляемых участникам для подготовки предложений, требование о наличии такой лицензии и при рассмотрении предложений осуществить проверку факта ее наличия через Реестр.
Нужно ли проверять всех лиц, которым заказчик направляет запросы о предоставлении сведений?
При проведении процедур закупок из одного источника возникает вопрос: необходимо ли проверять на соответствие требованиям, установленным п. 2 ст. 16 Закона, всех лиц, которым заказчик направляет запросы о предоставлении сведений в рамках такой процедуры закупки?
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона участником процедуры закупки из одного источника признается юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, получившее от заказчика предложение о заключении договора. Прочие лица, которым направлялись запросы в рамках изучения конъюнктуры рынка, участниками данной процедуры не являются. Поэтому проверять их на соответствие требованиям, установленным п. 2 ст. 16 Закона, не требуется.
Часто заказчики путают требования, предъявляемые к участникам, с требованиями, предъявляемыми к предмету закупки, и наоборот.
Например, комиссией МАРТ была рассмотрена жалоба на то, что документы, предоставляемые участникам для подготовки предложений в разделе "Описание предмета государственной закупки", содержали требования о предрейсовом медицинском освидетельствовании водителя и представлении документов, подтверждающих наличие в штате медицинского работника, прошедшего обучение по предрейсовому медицинскому обследованию, или наличие договора с организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по предрейсовому медицинскому обследованию.
Однако если требование об оказании услуги с обязательным предрейсовым медицинским освидетельствованием водителя относится к описанию предмета закупки, то требование о наличии в штате медицинского работника или наличии договора с организацией, осуществляющей деятельность по предрейсовому медицинскому обследованию, является требованием к участнику. Отнесение таких требований к описанию предмета закупки является нарушением п. 2 ст. 16 Закона.
Требования, предъявляемые к участникам процедур закупок за счет собственных средств
Порядок проведения закупок за счет собственных средств республиканскими унитарными предприятиями, государственными органами, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, определен Постановлением.
В отличие от норм Закона Постановление содержит значительно меньше ограничений в отношении определения заказчиком требований, предъявляемых к участникам процедур закупок.
В соответствии с ч. 1 подп. 2.5 п. 2 Постановления не допускается не предусмотренное законодательством ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре закупки.
Согласно ч. 2 указанного подпункта участником конкурентной процедуры закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которое соответствует требованиям, установленным организацией в документации о закупке в соответствии с порядком закупок за счет собственных средств, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, а также в случаях, установленных в ч. 4 настоящего подпункта, в целях соблюдения приоритетности закупок у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей).
Требования, которым должен соответствовать участник процедуры закупки, устанавливаются заказчиком и указываются в документации о закупке. При этом в соответствии с подп. 2.6 п. 2 Постановления не допускается предъявлять требования к участникам процедуры закупки, которые не указаны в документации о закупке.
Кроме того, согласно ч. 2 подп. 2.6 п. 2 Постановления требования к участникам процедуры закупки устанавливаются и применяются организацией в равной степени ко всем участникам процедуры закупки и их предложениям.
Тем не менее само Постановление содержит ряд требований, которые заказчик обязан предъявить к участникам процедуры закупки:
- не допускается участие в процедурах закупок лиц, включенных в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам;
- заказчик обязан отклонить предложение участника, не являющегося производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем), в случае, если в конкурентной процедуре закупки участвует не менее одного производителя и (или) сбытовой организации (официального торгового представителя) и цена предложения такого участника не ниже цены участвующего в процедуре закупки производителя и (или) его сбытовой организации (официального торгового представителя);
- к участию в процедурах закупки товаров стоимостью свыше 2000 базовых величин допускаются поставщики, предлагающие товары, происходящие из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Народной Республики Бангладеш, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины и Швейцарской Конфедерации (Приложение 3).
Как и при проведении государственных закупок, заказчик обязан оценить участников на соответствие требованиям, установленным нормативным правовым актом. Но, в отличие от Закона, нормы Постановления не ограничивают заказчика в праве устанавливать дополнительные требования к участникам процедур закупок. При этом какие именно требования будут предъявлены к участникам, заказчик решает самостоятельно.
Например, заказчик вправе включить требования к финансовому состоянию участников и определить перечень документов, которые участники обязаны представить для подтверждения своего финансового положения.
Важно!
Устанавливая требования к финансовому состоянию участников, необходимо определить, как именно оно будет оцениваться.
Часто встречаются случаи, когда для оценки финансового состояния участников заказчик требует представить бухгалтерский баланс, однако не указывает, какие именно финансовые показатели, содержащиеся в балансе, будут оцениваться и при каких условиях участник будет отстраняться от участия в процедуре закупки.
Если это не указывать, для участия в процедуре закупки участнику достаточно просто представить бухгалтерский баланс. Даже при наличии в балансе отрицательных результатов хозяйственной деятельности участника его предложение допускается к участию в процедуре закупки.
Встречаются случаи, когда заказчик устанавливает требование о том, что участник процедуры не должен выступать в качестве ответчика в исковых производствах.
Однако, устанавливая такие требования, заказчик кроме Постановления, обязан руководствоваться нормами Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Так, согласно абз. 5 п. 1 ст. 24 вышеупомянутого Закона при осуществлении закупок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе посредством создания преимущественных условий для участника, если иное не установлено законодательными актами и (или) постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Представляется, что требование о том, что участник процедуры не должен выступать в качестве ответчика в исковых производствах, может рассматриваться как требование, ограничивающее добросовестную конкуренцию участников. В некоторых случаях судебное рассмотрение дела может длиться достаточно длительный срок. А до вынесения судебного решения отсутствуют основания считать участника виновным в неисполнении своих обязательств. Более того, такое требование может быть использовано иными участниками для ограничения конкуренции путем подачи против конкурента формального судебного иска.
Таким образом, устанавливая требования к участникам процедуры закупки, заказчик не вправе установить требования, ограничивающие добросовестную конкуренцию участников или влекущие необоснованный отказ субъектам хозяйствования в праве участвовать в процедурах закупок.