Как проверяет контрагентов ОАО «БШФ» (Барановичская швейная фабрика) (интервью)

Как проверяет контрагентов ОАО «БШФ» (Барановичская швейная фабрика) (интервью)

Выпускающий редактор Statuspro.by Ярослав Лаберко побеседовал о проверке контрагентов с подписчиком портала, юрисконсультом ОАО «БШФ» Галиной Бондоровой.

Редакция «СтатусПро»
299 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Я.Л.: Галина, расскажите про Ваш опыт работы. Чем Вы занимались? Чем занимаетесь сейчас?

Г.Б.: Я работаю юристом с 2007 года после окончания УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». В 2012 году окончила УО «Академия управления при Президенте Республики Беларусь». В 2010–2011 годы пробовала работать менеджером по маркетингу, но вернулась в профессию юриста. Я осознанно решила, что буду юристом, еще в 4-м классе начальной школы. Попробовала другую профессию, наверное, чтобы убедиться в том, что сделала правильный выбор. В 2011–2014 годах работала на предприятии, занимающемся торговлей.

В ОАО «БШФ» работаю с января 2014 года. Предприятие занимается производством верхней одежды (на давальческой основе) торговой марки «ТВОЕ», сдачей в аренду свободных помещений. В мои непосредственные обязанности входит составление и согласование хозяйственных договоров, визирование кадровых приказов, разработка ЛНПА, претензионно-исковая деятельность, переписка с государственными органами, ведение документации по ценным бумагам.

Я.Л.: Галина, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к проверке контрагентов. Что послужило причиной начать ее проводить?

Г.Б.: Мы постоянно обмениваемся опытом работы с центральным офисом нашего инвестора, который находится в Москве. Разработка и внедрение практики проверки контрагентов явились результатом положительного опыта российских коллег. 

Последовать опыту подтолкнуло сотрудничество с контрагентом, учредителем которого являлся иностранный гражданин, который впоследствии бросил бизнес и уехал за границу, а задолженность в дальнейшем была признана безнадежной и списана на убытки предприятия. Проверка контрагентов проводится с 2015 года.

Я.Л.: Как внедрялась проверка контрагентов?

Г.Б.: В 2014 году было установлено программное обеспечение «1С:Документооборот». Изначально была автоматизирована система согласования заключаемых договоров. Затем в этой же программе была запущена система проверки контрагентов. Если контрагент не проверен, то разместить договор на согласование мы не можем. Если договор не согласован, то платежи по нему система не разрешает проводить. 

Изначально проверка проводилась по базам в каждой по отдельности (налоговая, ФСЗН, нахождение в ликвидации, наличие исполнительных производств и т.д.). С 2018 года мы используем сервис проверки контрагентов «Статуспро».

Я.Л.: Скажите, были ли какие-то трудности при внедрении? 

Г.Б.: Трудности, безусловно, были. Приходилось долго и упорно объяснять, для чего нам нужна бухгалтерская отчетность или информация и контактные данные руководителя и учредителей и т.п. Многие отказывались с нами сотрудничать. Многим мы направляли аналогичный пакет документов, показывая, что нам скрывать нечего и мы открыты к сотрудничеству.

Наибольшее недоумение вызывало наше желание проверить контрагента, если он является поставщиком, а мы – покупателем. Приходилось объяснять, какие у нас могут возникать риски в подобных ситуациях.

К счастью, в последние два года вопросов у контрагентов практически не возникает и в большинстве случаев запрашиваемые документы предоставляются оперативно и без лишних вопросов.

Я.Л.: На что обращаете внимание при проверке контрагентов?

Г.Б.: Перечень документов, которые мы запрашиваем для проверки, достаточно большой, поэтому документы предоставляют только те, кто реально хочет сотрудничать. 

Преследовалась цель проверки благонадежности, сокращения дебиторской задолженности, минимизации риска неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств со стороны контрагентов. Внедрение проверки контрагентов если не исключило все риски, то свело их к минимуму.

При проверке для нас важны оперативность и полнота предоставления запрашиваемой документации, показатели платежеспособности, наличие специальных разрешений и аттестатов, наличие штата для выполнения взятых на себя обязательств, наличие активов, наличие судебных споров и исполнительных производств.

Я.Л.: Какие итоги внедрения проверки контрагентов Вы можете выделить? 

Г.Б.: Отсутствие неисполненных обязательств по договорам со стороны контрагентов, оперативность принятия мер при выявлении рисков, мониторинг контрагентов при длящихся договорных обязательствах. 

Я.Л.: Назовите несколько «правил» проверки контрагентов.

Г.Б.: Я никогда не буду работать с контрагентом, если сумма обязательств больше стоимости активов.

Я никогда не буду работать с контрагентом, если директор или учредитель являлись директором или учредителем обанкротившейся фирмы.

Я никогда не буду работать с контрагентом, который отказывается от предоставления запрашиваемой информации.


Также по теме:

 «Как проверяет контрагентов "Бобруйскводоканал"»;

«Как проверяет контрагентов "ЛИСКО-ПЛЮС"»;

299 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме